Лена — красавица, Елена Прекрасная. Летом от сибирской реки трудно взгляд отвести: переливчатая, яркая, сияющая, потрясающей внутренней мощи — катит воды на тысячи километров. Но, как в античном мифе, характером непредсказуема, изменчива, капризна. Из-за ее непостоянства Ленск очень сильно пострадал. Однако упорные жители сумели за несколько лет отстроить его буквально заново. И теперь, когда смотришь на него издали, возникает ощущение, что это особый, отличный от других, город: все дело в этом втором рождении — в неожиданной планировке и новизне всех его построек. Он будто бы создан по единому проекту. После наводнения 2001 года, заложенный в 1663 Ленск полностью переродился и стал своеобразным символом нового времени.
История Ленска типична для речных сибирских городов. В былые времена здесь занимались добычей и доставкой пушнины, обустроили ямщицкий ям. В окрестностях поселения жило много ссыльных. Через эти земли прокладывал путь Витус Беринг, и Россия постепенно завоевывала и обосновывала свои права на суровый далекий край.
В наши дни большинство подобных городов остаются маленькими, удаленными, а порой и заброшенными. А в Ленске — ухоженные улицы, внушительный речной вокзал, собственный аэропорт, новые здания, красивые церкви и жилые дома с подземными парковками. Даже памятники не соразмерны: по масштабу превосходят все, что обычно можно увидеть в месте, где живут 25 тысяч человек, и кажутся привезенными из какого-то мегаполиса.
В первой половине XX века Ленск был обычной крупной деревней и насчитывал 2 тысячи человек. Но потом поблизости обнаружили алмазы, и за пару десятилетий население увеличилось почти на порядок. В окрестностях поселилось много старателей, развилась необходимая инфраструктура, город продолжал развиваться.
Знаменитая кимберлитовая трубка «Мир» — одно из крупнейших в мире месторождений алмазов — находится всего в двухстах километрах от Ленска. Город стал базой для постройки Мирного —поселка добытчиков. До сих пор Ленск — перевалочный пункт для транспортировки неограненных алмазов. Однако не драгоценные камни оказались судьбоносными для Ленска. Речной порт зимой закрыт, многие рабочие места традиционно оставались сезонными, а сам город хоть и расширился, но не сильно разбогател на алмазах: здесь они лишь транзитный груз, а гранят и продают их за многие сотни километров.
Значительным испытанием для развития города — стало катастрофическое наводнение. В ночь с 15 на 16 мая 2001 года был превышен критический уровень воды в Лене. Лед таял, ломался, его обломки плотно закупорили реку чуть ниже Ленска. И тогда выше затора вода стала стремительно прибывать. Во многих домах началось подтопление, но потом вода отступила. Утром 17 мая жители, уверенные, что самое страшное позади, отвели детей в детские сады и школы, а сами отправились на работу. Прийти, как тут принято, домой на обед они уже не смогли. Новый, еще более сильный затор в считанные минуты сделал улицы Ленска реками. К полудню восемьдесят процентов города было серьезно затоплено, еще через полчаса уже девяносто процентов.
А потом пришел лед. Река поднялась так высоко, что огромные льдины плыли по улицам, врезались в окна, крушили кирпичные здания, смывали машины. С окрестных высот можно было наблюдать как частные дома, словно неуклюжие баржи, вереницей плыли по волнам. Мимо горожан проплывала их жизнь, отраженная в любимых и необходимых вещах — символе уюта и благосостояния.
От Ленска остались одни руины. Река разрушила три тысячи одноэтажных домов, более ста двухэтажных жилых зданий. О том, как вместе выживали и обустраивались после всего случившегося, жители Ленска рассказывают, до сих пор не скрывая радостного удивления. Они не ожидали, что помощь придет быстро и отовсюду. Не думали, что спасать их приедут не только из окрестных городов, но и добровольцы со всей страны.
В новых районах — тех, что построены на возвышенностях, — улицы носят неожиданные названия: «Донская», «Белорусская». Это в честь бригад со всей России и не только, которые возводили в рекордные сроки новое жилье. Вся страна, в том числе и частные компании, подарили городу красивые здания, монументы, инженерные сооружения. К 2003 году население города даже несколько выросло по сравнению с 2001: некоторые из приехавших строить новый город остались в нем жить. Ленск расцвел и обрел новый облик. Но энергия импульса к скорому и мощному развитию быстро могла иссякнуть, не появись постоянная сила, которая способствовала процветанию всего Ленского района. Этой силой стал нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), прошедший через город. Оператором нефтяного пути стала государственная компания «Транснефть».
Офис «Транснефти» открылся в Ленске в 2006 году. Сначала в нем работали всего лишь пять человек. Но с каждым годом число новых специалистов стремительно увеличивалось. С 2008 года в ленское представительство компании нанимались сотни новых сотрудников ежегодно. Среди них и те, кто работает в Ленске, и те, кто обслуживает инфраструктуру ВСТО на многие сотни километров вокруг.
Новое и современное представительство «Транснефти» располагается на месте старого кинотеатра. Прямо по этой улице, вспоминают сотрудники корпорации, во время наводнения плыли вереницы деревянных домов. Кинотеатр устоял, но повреждения, полученные им от потоков воды и льда, были слишком серьезны, здание снесли, а на его месте построили новое. Трудно поверить в трагические события 2001 года, глядя на современный Ленск. Напоминанием о них служит памятный знак неподалеку от офиса «Транснефти». Он обозначает уровень воды, который был достигнут 17 мая 2001 года. Эта отметка намного выше человеческого роста, несмотря на то, что это возвышенная часть Ленска.
Нефтепровод ВСТО — грандиозное сооружение, которое протянулось на тысячи километров. Он прокачивает почти 80 млн тонн нефти в год. В ведении ленского офиса компании находится лишь часть трубопровода, но этого достаточно для того, чтобы «Транснефть» стала крупнейшим налогоплательщиком района. В соответствии с законодательством налоги поступают прежде всего в бюджет республики Саха-Якутия, минуя собственно Ленский район. Но когда компания по-настоящему заинтересована в развитии тех мест, где работает, налоговые тонкости не помеха. «Транснефть» активно использует возможности прямой финансовой помощи городу, а также механизмы частно-государственного партнерства при строительстве инфраструктуры. Между «Транснефтью» и правительством Якутии заключено соглашение о распределении налогов, которое предусматривает, что часть отчислений может идти напрямую на согласованные с районной и республиканской администрацией проекты внутри Ленского района.
В результате активного сотрудничества с районом и правительством региона «Транснефть» строит жилые дома и дороги в Ленске и в окрестных селениях, где работают ее сотрудники. На деньги компании проведен ремонт городской больницы, уже построен один из мостов через Лену, второй — пока в процессе возведения. Примеры прямого участия компании в жизни города и района можно перечислять очень долго: все-таки «Транснефть» — один из крупнейших налогоплательщиков в Якутии. Благодаря деятельности компании из республиканского бюджета оплачиваются работы по поддержанию дамбы и расчистке реки, они должны предотвратить катастрофы, подобные Ленскому наводнению, в будущем. В результате такой заботы можно надеяться, что события 2001 года в городе не должны повториться.