Сегодня, отправляясь в путешествие, привычно укладывать в чемодан фотоаппарат, но мало кто знает, что одни из первых в России снимков природы и коренных народов были сделаны в Сибири. Практически сразу после изобретения фотографии их привез из экспедиции знаменитый русский путешественник Григорий Карелин. Первым русским фотоальбомом стал изданный в 1870 году Риккером пятитомник «Виды Амура, Восточной и Западной Сибири и Урала». Издание произвело фурор, альбом пользовался бешеным успехом и быстро стал библиографической редкостью. Что же так привлекало в этих суровых и негостеприимных землях?
Энциклопедия сухо сообщает: «Западно-Сибирская равнина, третья по величине в мире после Амазонской и Русской, занимает площадь в три миллиона квадратных километров». В пять раз больше Франции, например. Конечно, на такой огромной территории множество климатических зон, уникальных природных памятников, эндемичных растений и животных. Тысячи преданий, эпосов коренных народов, десятки литературных произведений связаны с этим удивительным краем. И все же немногое изменилось с тех пор, как более ста сорока лет назад вышел первый фотоальбом с видами Сибири, о котором современники отзывались, что среди поразительных сибирских красот множество «почти вовсе незнакомых не только Европе, но и самим русским».
Долгие столетия освоение этой бескрайней территории шло очень медленно: отсутствие дорог, протяженные болота, суровый климат отпугивали. Селились в основном по берегам крупных рек, которые были главными транспортными артериями в любое время года. Летом — водными, зимой — санными. А вокруг — тайга, топи, дремучие пространства без единого человеческого жилища на сотни километров.
Еще в 1930-х годах Иван Михайлович Губкин, один из лучших геологов своего времени, предсказал залежи нефти в Западной Сибири. Как выдающиеся астрономы открывали планеты, не имея возможности увидеть их в телескоп, так и он по свойствам грунтов, особенностям заложения и логике геологических процессов смог «открыть» сибирскую нефть. Впрочем, долгое время после его смерти это открытие считали ошибкой в остальном почти безгрешного ученого. Пробные бурения не дали желаемого результата, вместо нефтяного фонтана забил фонтан с минеральной водой. Памятник началу освоения сибирских недр в виде большого облицованного гранитом пилона, на котором стоит макет буровой вышки, находится в Тюмени — недалеко от Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, на месте бурения. Так было, пока в конце 1950-х не вмешался еще один выдающийся нефтяник — Фарман Салманов. Он на свой страх и риск, пользуясь служебным положением и втайне от руководства, погрузил на баржу оборудование и проплыл по Оби до Сургута. Вариантов у него было два: попасть в тюрьму или найти нефть. Мечта Губкина о том, чтобы заброшенный регион Западной Сибири стал важным промышленным центром, реализовалась.
Разработка западно-сибирских нефтегазовых месторождений стала одним из самых амбициозных советских проектов, о котором писали многие ведущие мировые издания. На Западе не верили, что эти бескрайные болота можно освоить, предсказывали крах, называли авантюрой. Да и как русские собираются транспортировать добытую нефть, это же расстояние в тысячи километров? Они забыли, что не в русском характере отступать перед трудностями. Как рассуждал герой романа В. Шишкова «Угрюм-река» Прохор Громов, «все на свете можно превозмочь. Можно взорвать скалу, можно пустить реку по другому руслу, можно победить самого себя».
Сотни тысяч людей поехали в Сибирь осваивать нефтегазовые богатства: за полвека население Тюмени выросло в четыре раза. В кратчайшие сроки были разведаны огромные территории, пробурены скважины. Не менее важным оказалось создание транспортной инфраструктуры. Сейчас от месторождений в районе Сургута и Нижневартовска на юг тянутся три транспортных артерии: федеральная автомобильная трасса Р-404, железная дорога и нефтепровод, который со стороны можно и не распознать. Он представляет собой несколько параллельных просек, тянущихся от горизонта до горизонта, сами же трубы лежат под землей или под водой.
Жизненная важность коммуникаций на широких сибирских просторах ощущается сильнее, чем где-либо еще. Прокладка трубопроводов, железных и автомобильных дорог при таком рельефе и климате — долгий и трудный процесс. Так, например, ветку железной дороги от Тюмени до Сургута строили почти 10 лет. При этом дорога плохого качества или заваленная снегом — это блокада множества населенных пунктов и реальная угроза жизни водителей. Поэтому полотно трассы Р-404 ровное и качественное. Асфальт постоянно расчищают, не забывая убирать снег из «карманов» — чтобы машины могли остановиться, не перекрывая движение и не создавая аварийной ситуации.
Впечатляет, особенно ночью, когда несколько часов можно проехать, не увидев огней ни единого населенного пункта. Это особое ощущение: кажется, что весь мир сосредоточился в небольшом пятне света от фар, и нет вокруг ничего кроме автомобиля и этого куска дороги перед ним. Другие машины, придорожные кафе и стоянки дальнобойщиков воспринимаются как нечастое, но приятное напоминание, что жизнь есть.
Не только добыча нефти, прокладка тысяч километров дорог и трубопроводов, но и создание сопутствующей инфраструктуры, обучение квалифицированного персонала стали важнейшими задачами времени. Множество выпускников Института нефти и газа им. И.М. Губкина и других ВУЗов приехали осваивать новые земли, строили больницы, школы, театры, музеи. В некоторые затерянные в тундре небольшие поселения, оазисы, где жители прежде промышляли добычей пушного зверя и рыбной ловлей, строительство нефтеперекачивающих станций вдохнуло новую жизнь. Селению, у которого строили такую станцию, везло: появлялись работа, инфраструктура, различные социальные и культурные объекты. Так случилось и с историческим селом Демьянским — красивым местом на высоком берегу реки.
Если сплавиться по Иртышу от Демьянского вниз, откроется старинный Тобольск, известный на весь мир своими памятниками древнерусского каменного и деревянного зодчества, которых насчитывается более двухсот. Забывая о раскинувшихся во все стороны дремучих лесах, его можно было бы принять за старинный аккуратный город средней полосы. Только стремление жителей раскрашивать многоэтажные дома в яркие цвета намекает на то, что зима здесь — суровая, и жители стремятся разнообразить белую снежную панораму летними оттенками. Развита в городе и современная инфраструктура.
Специальный репортаж Демьянское:Наверное, никогда жители двух старейших городов Сибири — Тобольска и Тюмени не решат давний спор, какой из городов опередил своего ближайшего соседа. Тюменский острог основали на год раньше Тобольского — в далеком 1586 году, но Тобольск первым, спустя четыре года, получил статус города. Долгое время он был центром всех русских земель от Урала и до Тихого океана, под его управлением была даже Аляска, отделенная проливом.
До прихода русских местные жители называли эту землю «Сибирью». Существует две версии происхождения этого слова. Возможно, этимологическим истоком названия стало татарское «сибэр» — красивый. Другая теория относит происхождение слова к монгольскому «шибир», что значит «лесное болото». Оба варианта очень точно характеризуют эту обширную, исключительной красоты и при этом такую далекую и негостеприимную территорию.
Название Тобольска происходит от реки Тобол. Место, куда сначала ссылали заключенных, превратилось в столицу земель, общей площадью превосходящих Европу. Край славился несметными богатствами. На тобольском рынке торговали золотым песком и самородками, а не только пенькой, медом и другими товарами, больше подходящими для городских базаров. Купцы и старатели устремились в земли, где обнаружили залежи драгоценных металлов, а людская молва множила легенды. Долгое время не только уральские рудокопы, но и золотоискатели Сибири верили в Хозяйку медной горы, которая считалась их покровительницей.
Жилы драгоценного металла дали мощный толчок Тобольску, это было время сибирской золотой лихорадки, но накалу страстей, авантюризма, приключений ничуть не менее интересное, чем аналогичный период в американской истории. Неудивительно, что темпы и уровень строительства, освоения богатых земель превосходили все когда-либо виденное за Уральскими горами. Здесь появились первые в Сибири театр, печатное издание, учебное заведение. Местный театр, который тобольские романтики называли «Иртышом, превращающимся в Иппокрену», сотрудничал с Александром Радищевым. Знаменитого опального писателя, осужденного за острое полемическое сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина Великая помиловала, заменив смертную казнь на десятилетнюю сибирскую ссылку.
Тобольск строился стремительными темпами, и до наших дней дошло множество старых построек. Истинная «жемчужина Сибири» — белокаменный тобольский кремль с возведенным в XVII веке Софийско-Успенским кафедральным собором — первым каменным зданием Зауралья. Собор парит над Иртышом, окруженный постройками XVIII-XIX веков и мощными оборонительными стенами. Два дворца — наместника и архиерейский — на языке архитектуры рассказывают о богатстве сановитых местных жителей и о том, насколько велика была в свое время роль города в этих краях.
Тобольск всегда был городом разнообразных взглядов и верований. Недалеко от Софийско-Успенского собора возведен костел — дань тем временам, когда сюда ссылали осужденных поляков и немцев. Соборная мечеть, построенная на месте прежней, датируемой временами Сибирского ханства, — еще одно культовое место, расположенное в исторической части Тобольска. Старый город очень хорошо сохранился, современная типовая застройка расположена за пределами исторического центра, доказывая, насколько сильно сибиряки ценят свою историю и помнят свои истоки.
Тоболяки, таково историческое название жителей города, не забывают умений и традиций своих предков. От подножья кремля на другой берег реки ведет «зимник» — ледяная дорога. Воду для зимника специально заливают поверх уже устоявшегося речного льда так, чтобы общей толщины замерзшей воды хватило для переправы тяжелых грузовиков. Жители Тобольска ждут установления ледяного пути как праздника — не придется зависеть от парома, можно будет в любой момент перебраться на другой берег. Для жителей отдаленных поселений, где нет регулярного речного транспорта и федеральных трасс, множество рек превращаются в надежные зимние дороги, которые ведут в соседние села, к автострадам и «большой земле».
В наши дни центром региона стала Тюмень. Население города в семь раз больше, чем в Тобольске. Сюда сходятся все маршруты — автомобильные, водные, железнодорожные, трубопроводные. Впрочем, Тюмень и раньше была важнейшим транспортным центром Сибири, а река Тура, над которой широко раскинулся город, долгое время считалась единственной дорогой в эти края. В 15 веке здесь проходил важнейший торговый перевал «Тюменский волок» — часть караванного пути из Средней Азии в Поволжье. А еще по Туре плыли струги покорителя Сибири — казачьего атамана Ермака Тимофеевича, который окончательно и закрепил права Московского царства на этот край и его природные богатства.
Ермак для Сибири — фигура знаковая. В любом прибрежном селении жители припомнят песню, легенду или «исторический» факт о том, что здесь разбивал лагерь бесстрашный атаман, расскажут о кровопролитных сражениях с войском хана Кучума. Если говорить о Тюмени, то это не легенды, а исторический факт. На месте города располагался один из центров Сибирского ханства, для взятия которого небольшому казачьему отряду Ермака пришлось вступить в непримиримый бой.
Легендарный атаман и сейчас уважаем и почитаем в Сибири. В 2016 году в Тюмени и ее окрестностях собираются открыть туристический маршрут «Путь Ермака» и установить памятник покорителю этих земель. Удивительно то, что такой монумент еще не установили: жители Тюмени очень любят памятники, здесь великое множество мемориалов и они имеют разный — как смысловой, так и геометрический — масштаб, например, среди тюменских изваяний можно найти как памятник землепроходцу Витусу Берингу, так и бездомным кошкам.
Бурное развитие Тюмени началось в девятнадцатом веке: здесь сошлись транспортные артерии, обосновалось множество купцов, мощно развивалась промышленность. Здесь строились все пароходы Сибири и существовало собственное Коммерческое училище. Центром православия Сибирского края стал основанный в городе в 1714 году Троицкий монастырь. Еще в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов написал пророческие слова, которые сейчас украшают герб города: «Российское могущество прирастать будет Сибирью», и предсказание это сбывается.
В советскую эпоху значение Тюмени как промышленного и транспортного центра еще больше возросло. Во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали многие индустриальные предприятия. Из Тюмени шли безостановочные поставки на фронт в тяжелое для СССР время борьбы с гитлеровскими захватчиками. Период же наивысшего расцвета наступил для города с началом освоения нефтяных богатств Сибири. Дело не только в деньгах и внимании центральных властей, но и в том, что здесь сосредоточились многочисленные научные и инженерные коллективы, призванные стать интеллектуальным локомотивом нового освоения Сибири.
Сегодняшняя Тюмень — необычный город: в окружении уникальной природы возник современный мегаполис с высоким уровнем жизни. Не забыта и старина — ухоженные исторические двухэтажные домики, строения эпохи развитого социализма соседствуют с многоэтажными современными башнями из стекла и бетона. Несмотря на суровый климат, Тюмень согласно опросу, проведенному в 2012 году, вошла в тройку самых счастливых городов России, а Тюменская область по объему произведенной промышленной продукции занимает первое место в стране. И не собирается останавливаться на достигнутом.